Наши реквизиты

МОБУ "ДООШ № 3"

Наш адрес:
462734, Россия, Оренбургская область, п. Домбаровский, ул. Стахановская ,169

Телефоны:
Учительская - 8(35367)2-24-69
Директор - 8(35367)2-10-65

Email: mobudoosh3.mobudoosh3@yandex.ru
Skype: schkola3-56
Web-сайт: доош3.рф


Счётчик установлен 02.04.09

 

ПРОГРАММА  ВВЕДЕНИЯ

изучения предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в МОБУ ДООШ №3

Рассмотрена и одобрена педагогическим советом МОБУ ДООШ №3, протокол № ___ , от  ____________

2012 год

1.Паспорт программы

Наименование программы – Программа введения  изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее  -  ОРКСЭ) в МОБУООШ №3.

Заказчик программы Администрация МОБУ ДООШ №3

Разработчик программы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рыжкова Елена Николаевна

Управление программой - осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рыжкова Е.Н.

Организационно-педагогическую работу на школьном уровне - осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рыжкова Е.Н., руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Бегенова Г.Ж.

Ответственный за выполнение программы - ответственность за выполнение программы несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рыжкова Е.Н.

Цель программы - создание системы организационно-управленческого и научно-методического обеспечения по организации и введению предмета ОРКСЭ в МОБУ ДООШ №3

Этапы реализации программы – ноябрь, декабрь 2011 - март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  в практику  МОБУ ДООШ №3; январь  – май 2012 годы  – введение и апробация курса ОРКСЭ; июнь 2012 года – анализ и обобщение результатов.

Риски программы – ошибки в работе управленческого блока, низкий уровень научного и методического обучения и консультирования участников программы.

 

2.Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется,  в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

3.Цель программы

Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и  модуля «Основы светской этики» в условиях МОБУДООШ №3, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.

4.Задачи программы

1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.

2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями.

3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий.

4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС.

3.Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
  • развитие способностей младших школьников к общению

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2011 – 2012 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса,  определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

4.Описание модуля «Основы светской этики»

Данный модуль является частью курса ОРКС, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.

Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Примерная программа комплексного учебного курса

«ОРКСЭ» (34 часа)

Основы светской этики

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия  - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2. Что такое светская этика

Урок 3. Культура и мораль

Урок 4. Особенности морали

Урок 5 – 6  Добро и зло

Урок 7 – 8 Добродетель и порок

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Урок 10. Свобода и ответственность

Урок 11. Моральный долг

Урок 12. Справедливость

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Урок 14. Дружба

Урок 15. Что значит быть моральным

Урок 16 -17. Подведение итогов.

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

Урок 19. Нравственный поступок

Урок  20. Золотое правило нравственности

Урок 21. Стыд, вина и извинения

Урок 22. Честь

Урок 23.  Совесть

Урок 24 – 25. Образцы нравственности

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 27. Этикет

Урок 28. Семейные праздники

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часа)

Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок 31 – 32. Подготовка творческих проектов

Урок 33 – 34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

5.Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010
  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
  3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
  4. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных  культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.
  5. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
  6. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
  7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
  8. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

 

7. Этапы реализации программы

Январь – март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»  в практику  МОБУ ДООШ №3:

  • разработка нормативно-правового обеспечения программы
  • проведение анкетирования родителей, с целью выявления модуля обучения
  • приведение условий образовательного процесса в соответствие с введением нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
  • разработка  программы для введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
  • проведение курсов повышения квалификации для педагогов по переходу к изучению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
  • обсуждение проблем перехода начальной ступени школы на работу по введению нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Апрель 2010 – май 2011 года –введение и апробация курса ОРКСЭ

Июнь 2011 года  – проведение мероприятий, анализ и обобщение результатов программы.

  • проведение мониторинговых исследований
  • подготовка методических рекомендаций по введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в МОБУ ДООШ №3
  • участие в  социологических исследованиях и опросах по ходу апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в МОБУ ДОООШ №3
  • Подготовка информации в Отдел образования по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

8.Ресурсное обеспечение

  • Управление программой введения изучения предмета ОРКСЭ в МОБУ ДООШ №3 осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рыжкова Е.Н.
  • Нормативное, финансовое и кадровое обеспечение программы осуществляется директором МОБУ ДООШ №3 Базалук И.Н.
  • Организационно-педагогическую работу на школьном уровне осуществляет руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Бегенова Г.Ж.

МОБУ ДООШ №3 2009-2019

Top of Page